Лента рассказывает реальную историю загадочного Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй Мировой войны более тысячи ста евреев. Это триумф одного человека, не похожего на других, и драма тех, кто, благодаря ему, выжил в ужасный период человеческой истории.
Рецензия:
Спилберг купил права на постановку фильма в 1992 году у автора книги <Ковчег Шиндлера> Томаса Кенилли, получившего за нее премию Букера в 1982 году. Впрочем, он и раньше обращался к печальным событиям 30-40-х годов, когда в Германии правили нацисты: он показал это время в приключенческих фильмах <Искатели ковчега> и <Крестовый поход>. Многим знакомы созданные им образы нацистов, в том числе и сатирическое изображение самого Гитлера, предстающего в виде комического персонажа, хотя ощущение угрозы передано в обеих картинах вполне отчетливо. Тем не менее, вполне понятно беспокойство, охватившее еврейскую общественность разных стран, когда стало известно, что Спилберг не только собирается сделать фильм об истреблении евреев, но и будет снимать ряд сцен на территории бывшего концлагеря Аушвиц. Газеты подняли шум, и в разрешении на съемки было отказано, так что Спилбергу пришлось снимать за территорией лагеря.
Съемки начались еще до выхода на экраны фильма <Парк Юрского периода>, поэтому Спилберг попросил Ричарда Аттенборо поработать две недели режиссером <Шиндлера> вместо него, потому что он был занят работой над окончательной редакцией <Парка>. Аттенборо поставил в свое время фильм <Ганди>, получив за него в 1982 году <Оскара> по номинации <Лучший режиссер> (победив при этом по конкурсу фильм Спилберга <Инопланетянин>); в этот раз он не смог выручить Спилберга, так как был занят на съемках; судьба как бы давала возможность Спилбергу отличиться самому. Еще одна шутка судьбы заключалась в том, что на роль еврея-бухгалтера, работавшего у Оскара Шиндлера, Спилберг (еврей по национальности) взял актера Бена Кингсли, коренного британца. В общем, Спилберг шел на все, преодолевая возникавшие препятствия, и в результате сделал фильм, который принес ему величайший коммерческий успех не только в 1993 году, но и в последующие годы, и одновременно вызвал столько критических замечаний, сколько он не выслушивал за всю свою карьеру.
Фильм <Список Шиндлера> вышел на экраны в декабре 1993 года и, наконец-то, принес Спилбергу долгожданную награду - <Оскара> за кинорежиссуру, которую (опять же по иронии судьбы!) вручил ему не кто иной, как Харрисон Форд. Фильм участвовал в конкурсе по 13 номинациям, но выиграл в 6 из них, получив призы <За лучший фильм> (впервые для Спилберга), <За лучшую режиссуру>, за лучшее воплощение сюжета и др. Фильм <Парк Юрского периода> получил три <Оскара> за спецэффекты, так что церемонию вручения премий Американской киноакадемии за 1994 год можно было с полным основанием считать посвященной Спилбергу. Как сказал он сам, <это было все равно что выпить стакан воды после долгих дней жажды!>
Постановка картины обошлась в 23 миллиона долларов, из которых большую часть внес сам Спилберг, из своих денег, так что теперь, в 45 лет, он почувствовал, что может самостоятельно справиться с достаточно сложной работой, осуществив ее с той степенью зрелости, какой она заслуживает. Многие деятели кино, не разделявшие его взглядов, были вынуждены признать, что они <приятно удивлены> результатом развития его мастерства; другие были просто растеряны, увидев, что режиссер, способный, по их мнению, <снимать только детские фильмы>, поставил серьезную <взрослую> картину, сразу же признанную шедевром. Впрочем, Спилберг и сам, поставив <Инопланетянина>, не был вполне уверен, что готов взяться за новую, столь ответственную тему и даже полагал, что Сидней Поллак или Мартин Скорсезе лучше подготовлены к таким сюжетам. Однако Скорсезе посчитал, что Спилберг справится и сам, и предпочел заняться картиной <Мыс Страха>. Причины, побуждавшие Спилберга браться за тот или иной сюжет, находились в нем самом: <Все, что я до сих пор делал, было, по существу, подготовкой к Шиндлеру>, - говорил он. К тому же Спилберг, как еврей, был очень чувствителен к страданиям своего народа, пережитым во время второй мировой войны; поэтому он, например, помогал развитию кино в Израиле, сделав пожертвования для создания в этой стране <Киноархива Стивена Спилберга> в 80-х годах. В фильмах об Индиане Джонсе он умело нарисовал образы нацистов, а в картине <Пурпурный цвет> показал, что вполне способен справляться с <серьезными> темами; его интерес и к прошлому, и к будущему был общеизвестным (хотя он допускал, что, наверное, не слышал слова <Холокост> до поступления в колледж). Родители, оберегавшие его психику, не рассказывали об ужасах войны и о преследованиях евреев, хотя он знал, что его дедушка и бабушка в свое время эмигрировали из Польши, и видел у некоторых родственников татуировку на руке - номер, который им ставили в концлагере. Он понял также, что многие обиды, от которых он страдал в школе, имели причиной антисемитские настроения. <Мне всегда хотелось, чтобы на Рождество над нашей дверью тоже горел праздничный фонарь, чтобы крыльцо не было темным, как вход в пещеру, особенно по сравнению с ярко освещенными домами соседей>. В 1991 году жена Спилберга, Кэйт Капшоу, приняла иудаизм; тогда же он узнал, что 60% выпускников американских школ никогда не слышали о Холокосте (массовом истреблении евреев нацистами во время второй мировой войны). Все эти события заставили Спилберга почувствовать свою ответственность; он упорно работал над фильмом о Шиндлере, и получая <Оскара>, призвал не забывать об уроках войны и ее жертвах.
Съемки проходили в Польше; они заняли 5 месяцев, хотя Спилберг старался ускорить работу как только мог, снимая по 30-40 сцен в день; все это стоило многих сил и нервов и ему самому, и актерам, и персоналу. В фильме упоминается, что в Польше в настоящее время проживает всего 4000 евреев, и что антисемитизм (о котором рассказано, например, в документальной картине Клода Ланцмана) испытали на себе, в том или ином виде, многие участники съемочной группы (среди которых были евреи из Израиля) и их родственники (что касается фильма Ланцмана, то Спилберг им восхищался и посмотрел его четыре раза). Фильм <Список Шиндлера> имеет 126 действующих лиц; 30 000 человек участвовали в массовках; технический персонал насчитывал 210 человек; фильм содержит 148 сцен, снимавшихся в 35 разных местах. Все это определило огромный размах съемок, который не заслонил, однако, главной темы сюжета, состоявшей в том, что Оскар Шиндлер (в исполнении Лиэма Нисона), член Чешской нацистской партии, сумел спасти более тысячи евреев от уничтожения в концлагере, которым руководил его друг Амон Гёт (Ральф Фиеннес). Фильм поставлен так, чтобы дать рассказ о событиях, предоставив зрителям самим догадываться о том, чем руководствовался Шиндлер в своем стремлении делать добро, и каковы были причины звериной жестокости Амона Гёта. Оскар Шиндлер, германский промышленник, стоит перед выбором: смириться с обстоятельствами, как это сделал его друг Амон, пошедший служить в <СС>, или не отказываться от сострадания к людям (хотя это и опасно!), как предлагает ему его подчиненный, бухгалтер, еврей Ицхак Штерн.
Это была довольно рискованная постановка. Фильм длится более трех часов; в нем не снималась ни одна из голливудских <звезд>; большая часть кадров снята в черно-белом варианте - то есть здесь нарушены все традиции, соблюдение которых всегда считалось обязательным условием обеспечения кассового успеха; и тем не менее, он быстро окупился, вызвав широкий и пристальный интерес во всем мире. Член британского парламента Д. Кауфман, у которого бабушка погибла от рук нацистов, назвал картину <величайшим из всех фильмов, которые когда-либо были сняты>. Критик из <Нью-Йоркского книжного обозрения> Джон Гросс назвал фильм <выдающимся достижением кинематографа>. Спилберг не собирался обогащаться за счет фильма, передав все прибыли в различные еврейские фонды и благотворительные организации. Фильм стал личным мероприятием Стивена Спилберга, осуществленным ради тех идей, которые заложены в его содержании и показавшим высокий уровень мастерства режиссера, свободно решающего такие задачи, которые по плечу немногим.
Фильм посвящен не только событиям холокоста, но и личности Оскара Шиндлера и его отношению к происходящему. Фильм обладает высокими художественными достоинствами, несмотря на то, что он снят в Значительной части в черно-белом цвете, чтобы усилить ощущение реальности, <документальности> происходящего на экране, при том, что сюжет картины основан на реальной истории жизни одного из нацистов, сознательно рисковавшего жизнью ради спасения евреев. По своему жанру эта картина больше близка, например, к фильму Луи Малле <До свидания, дети!>, но не к таким произведениям, как <Ночь и туман> и <Шоа>. Ни один из фильмов Спилберга не вызывал столько дискуссий в серьезных изданиях. Впрочем, в этот раз режиссера уже не обвиняли в неверной трактовке событий и в чрезмерном увлечении техникой съемки; напротив, было признано, что его техническое мастерство помогло правдиво и ярко показать то, что происходило в действительности.
Многие журналисты, говоря об успехе фильма, удивлялись тому, что сюжет о холокосте вообще был снят в условиях Голливуда, где властвует стремление к коммерческому успеху. Спилберг тоже помнил об этой стороне дела: <Очень важно было сохранить верность исторической правде, так что здесь не было места для коммерциализации, хотя особенности моей техники съемок создали мне известную репутацию в этом плане>. Многие люди старшего поколения беспокоились о том, что молодежи вообще неизвестны и непонятны события 40-х годов (это подтвердилось, например, после открытия музея Холокоста в Вашингтоне); другие опасались, что Спилберг сделает фильм-зрелище и не сможет правильно раскрыть сюжет. Все эти сомнения рассеивались, когда в зале гас свет и публика начинала смотреть фильм. Во время сеансов стояла полная тишина. В Германии фильм получил 12 почетных дипломов. Как рассказывал обозреватель Джонатан Марголис из <Санди Тайме>, в Лейпциге зрители в конце сеанса не спешили покинуть зал и <оставались на местах, молча вглядываясь в титры, даже когда уже шли фамилии ассистентов оператора и сведения об авторских правах. Когда зажигался свет, раздавались короткие аплодисменты, и зрители с неохотой вставали, как будто им было жаль расставаться с картиной>. Марголис заметил, что <Спилберг и сам выглядел испуганным, когда на экране нацисты отдавали команды на немецком языке>. Его также встревожили сообщения о том, что неонацисты по нескольку раз ходят смотреть фильм, чтобы увидеть, как убивают евреев.
В 1985 году, после выхода своего первого <взрослого> фильма <Пурпурный цвет>, Спилберг сказал: <Да, я действительно взрослею, и все же я думаю о себе как о Питере Пэне, который становится старше. Главное, чего мне не хотелось бы терять - это способности видеть события <в волшебном свете>. Думаю, что ни один режиссер не сможет себе позволить отказаться от умения магически преображать действительность. Вы, наверное, видели мои самые удачные фильмы, и все же я думаю, вы еще не видели того, что я действительно могу создать как режиссер>. 1993 год подтвердил, что Спилберг не успел слишком <повзрослеть> и что он способен еще на многое.
Фильм <Список Шиндлера> глубоко повлиял на своего создателя. <Теперь я стал больше интересоваться политикой, - сказал Спилберг. - Десять лет назад, когда меня спросили о фильме <Инопланетянин>, я назвал себя <политическим атеистом>; я гордился этим, как и тем, что почти не заметил войны во Вьетнаме, а о <Битлах> узнал с опозданием на шесть лет. Возможно, я был убаюкан собственным успехом. Я делал картины для взрослых, желавших вспомнить о детстве и порадоваться фильму вместе со своими детьми. Когда же я стал делать фильмы именно для детей, я почувствовал, что путаюсь в собственных ногах; я понял, что не все можно сделать, опираясь только на ум и логику>.Если присмотреться к тому, как Спилберг ведет рекламную кампанию очередного фильма, можно подумать, что перед нами - прожженный делец, одержимый исключительно желанием коммерческого успеха. Однако работа над фильмом <Список Шиндлера>, репутация, которую он приобрел, и даже критические отзывы, которые он выслушал, что-то изменили в нем в этом плане; теперь он напоминает человека, совершившего долгое и трудное путешествие. Новым является, например, то, что он стал отказываться от некоторых выгодных предложений, даже от тех, что уже были приняты студией <Эмблин> (например, он проявил колебания по поводу съемок второй части картины <Парк Юрского периода>). Каким бы ни было решение Спилберга о дальнейшей работе, ясно одно: маэстро возмужал. Стоит вспомнить слова, сказанные в конце фильма <Ловушка>: <Питер Пэн спас свое прошлое, и это очень важно, особенно для тех, кто чувствует, что потерял свое>.
Награды: 1994 - Премия "Оскар" - Лучший фильм - Стивен Спилберг, Джералд Молен, Бранко Лустиг - Лучший режиссер - Стивен Спилберг - Лучшие декорации - Лучшая операторская работа - Януш Камински - Лучший монтаж - Майкл Кан - Лучшая оригинальная музыка - Джон Уильямс - Лучший сценарий - Стивен Зэйллиан
1994 - Премия BAFTA - Лучший актер второго плана - Ральф Файнс - Лучшая операторская работа - Януш Камински - Лучший монтаж - Майкл Кан - Лучший фильм - Стивен Спилберг, Джералд Молен, Бранко Лустиг - Лучшая оригинальная музыка - Джон Уильямс - Лучший адаптированный сценарий - Стивен Зэйллиан - Премия Дэвида Лина за режиссуру - Стивен Спилберг
1994 - Премия "Золотой глобус" - Лучший режиссер - Стивен Спилберг - Лучшая драма - Лучший сценарий - Стивен Зэйллиан
1995 - Премия "Гремми" - Лучшая инструментальная композиция для кино - Джон Уильямс
1993 - Премия "National Board of Review" - Лучший фильм на английском языке