Этот фильм считается основанным на реальной истории, которую описал в своём романе французский автор Анри Шарьер, хотя ему предъявляли потом претензии по поводу ряда несоответствий. Однако Шарьер уверял, что лично отбывал в 30-е годы тюремное заключение во Французской Гвиане на так называемом <Острове дьявола>, откуда неоднократно пытался совершить побег, за что и получил прозвище Мотылёк. А экранизировал его произведение как раз в год смерти писателя 53-летний американский режиссёр Фрэнклин Шефнер, опытный мастер лент с тщательным воспроизведением исторической среды, а также зрелищных боевиков. В данной картине он удачно сочетает занимательную интригу, экзотику действия, приключения и перипетии, выпадающие на долю героев, а также глубокое осмысление событий, которое вполне можно счесть экзистенциальным по своей сути, поскольку речь идёт о попытке человека, оказавшегося в типичной <пограничной ситуации>, не только выжить, но и выбраться за пределы этого угнетающего существования.
Благодаря чрезвычайно убедительной, точной по психологическим нюансам игре Стива МакКуина и Дастина Хофмана (последний в роли тщедушного очкарика Луи Дега, напарника Шарьера по побегу, в очередной раз продемонстрировал свою виртуозную способность к перевоплощению - недаром этого актёра называют <хамелеоном>), фильм <Мотылёк> становится притчей о неистребимом стремлении людей к свободе. Любой ценой, несмотря ни на что, готовые пожертвовать хоть и жизнью, они, подобно мотылькам, летящим на огонь, рвутся прочь из тюремной камеры в бескрайние просторы океана. И картина Шефнера действительно исполнена истинной веры в безграничные возможности человека, способного остаться самим собой даже в нечеловеческих условиях. Что касается зрелищности ленты (в американском прокате она в четыре с лишним раза превзошла свой бюджет), то авантюрность сюжета, который не отпускает наше внимание на протяжении двух с половиной часов экранного времени, только способствуют ненавязчивому восприятию зрителями её гуманистического и философского пафоса.
* Для Стива Маккуина это была уже вторая тюремная драма, в которой он сыграл героя-беглеца: первой был фильм Джона Стёрджеса <Большой побег> (1963). * В оригинальном романе Луи Дега - второстепенный персонаж, остающийся за пределами сюжета уже в первой половине книги. В фильме же Дега стал одним из главных героев. * Создавая образ Луи Дега, Дастин Хоффман вдохновлялся образом соавтора сценария фильма Далтона Трамбо. Особенно это касается отчужденности и застенчивости легендарного сценариста, которые просто поразили Хоффмана при знакомстве с Трамбо. * Чтобы нормально видеть сквозь толстые стекла очков своего героя, Дастину Хоффману пришлось носить специальные контактные линзы. * Несмотря на то что оригинальная книга Анри Шарьера является автобиографической, французы во Французской Гвиане единодушно утверждают, что большая часть истории Папильона - не более чем художественный вымысел. * Документально засвидетельствовано, что Анри Шарьер был заключен в тюрьму Сан-Лоран и, возможно, сбежал оттуда, однако он никогда не был в заключении на знаменитом острове Дьявола, хотя тюремное поселение на этом острове действительно существовало. * И книга, и фильм представляют берега острова Дьявола как сплошные высокие скалы. На самом деле берега острова Дьявола (ныне известного как остров Спасения) хотя и действительно скалистые, но пологие. * Когда Папильон в первый раз попадает в карцер, его кусает летучая мышь-вампир. Рана, оставленная ею, выглядит как два маленьких отверстия, из которых сочится кровь, - точь-в-точь как в мистических фильмах о вампирах. Однако проблема в том, что летучие мыши-вампиры, хотя они действительно пьют кровь, действуют при этом несколько иначе, нежели их собратья из легенд. Подлетев к спящему живому существу, летучая мышь-вампир не кусает жертву клыками, которых у рукокрылых попросту нет, а срезает у жертвы маленький кусочек кожи острыми резцами, после чего шершавым языком углубляет ранку. Слюна этих нетопырей содержит химикат, который оказывает обезболивающий эффект, а также препятствует свертываемости крови. После этого летучие мыши парят над жертвой, слизывая капли крови, которые сочатся из ранки.