Комедия, мелодрама, музыка Германия, США, Франция, Греция, Австрия, Югославия 1998
Режиссер: Эмир Кустурица
Два цыганских барона, сколотившие свои состояния на темных делишках, тем не менее умудрились сохранить взаимное уважение и искреннюю дружбу, хотя и не виделись 25 лет. И теперь, разменяв девятый десяток, им приходится расхлебывать кашу, которую заварили их многочисленные потомки.
Миллионные сделки с мафией, погони за убежавшими невестами, безумные цыганские праздники и дерзкие ограбления, пламенная любовь и хладнокровный обман - все это снова вовлекает их в стремительный круговорот жизни. Такая сумасшедшая гонка и мертвого может поднять из могилы:
ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ:
* Рабочее название фильма - <Акробатическая музыка>. * Фильм, отрывок из которого смотрит Грга, где звучит фраза <Я думаю, это послужит началом большой дружбы>, которую он каждый раз повторяет - это <Касабланка>. * Когда бабушка Иды зачитывает список подарков на свадьбу, она произносит: <Кухонные весы и маленькая лодка от Эмира Кустурицы>.
ОТЗЫВ:
Скажу сразу, ибо не смею молчать: я буду восхищаться <Черной кошкой, белым котом>, с упоением и влюбленным преданным взглядом расхваливая каждый элемент поразительного сербского творения. Эмир Кустурица - режиссер, к которому я отношусь с совершенно особенным чувством детского восторга. Если вы захотите найти кого-то подобного ему, то вряд ли ваша затея окончиться успехом. Кустурица - удивительный, редкий, уникальный и неподражаемый самородный талант, назвать которого <модным> у меня просто не поворачивается язык. Модный - что-то нереальное и пафосное, ненастоящее и искусственное. Сербский режиссер настоящий, естественный, полный. И совсем неважно, каким он предстает - глубокомысленным философом, радикальным идеологом или добродушным жизнерадостным весельчаком. Кажется, для каждого найдется место в душе этого потрясающего искусника.
Как уже было верно замечено, Кустурица на львов и медведей поохотился, пришло время охотиться на простых зрителей. Разумеется, <Черная кошка, белый кот> не лишен смысла и морали, ибо публике все же дают общественную идею, показывающую всю мелочность социальных барьеров и различий. <Это начало хорошей дружбы>, - вот так просто, для богатого и для бедного, для всех и для каждого, без исключений: И, уж не знаю кому как, но это дорогого стоит: Однако большее внимание Кустурица уделил колориту, менталитету и живописности, сбивая и затмевая одухотворенное гуманистическое воззвание, делая его простым, азбучным и естественным.
<Черная кошка, белый кот> - этакая картина маслом. Здесь что ни персонаж, то настоящий герой. Яркий, красочный, красивый. Это не те цыгане, - пройдохи и мошенники - которых мы привыкли видеть у метро, это настоящие бароны, живущие на широкую ногу. Думается, они просто живут, просто танцуют, просто играют, просто ссорятся, просто умирают: Как все мы: Ан нет! Они совершают это так заразительно, с таким упоением и влюбленностью, что с трудом можно сдерживать себя, дабы не следовать за ними (здесь, разумеется, еще раз стоит <расшаркнуться> перед дарованием актеров, режиссера и ассистента этого самого режиссера по этим самым актерам).
Не стоит (да и вряд ли возможно сделать это достойно) пересказывать сюжет <Черной кошки, белого кота>, ибо он насыщен <под завязку> несуразными происшествиями, абсурдными эпизодами, радужными разрешениями и <черноватым>, но отчего-то непошлым юмором, достойным отдельного комментария. Забавные, хотя и непривычные, а в другой ситуации и вовсе неподходящие, случаи, составляющие жизнь главных героев, - то есть практически всех героев - придутся, думаю, по душе каждому зрителю. В тонком и необычном кадре Тьерри Арбогаста под незабываемую, захватывающую музыку Водзислава Аралика и Неле Карайлича, уверен, каждый найдет нечто удивительно позитивное и оптимистичное, что зарядит зарядом бодрости и радости на долгие-долгие часы, дни, а может, и недели.
Быть может, я и хотел бы с чем-нибудь сравнить блистательную режиссуру Эмира Кустурицы, жизненное мастерство Байрама Севердзана, Срджана Тодоровича, Бранки Катич, да не могу. Хотел бы отыскать подобие <Черной кошки, белого кота> для тех, кто еще не видел, но, увы, видимо, не судьба. Все, что остается - снова и снова повторять набор однотипных, но, как мне кажется, сочных слов. Данный фильм Кустурицы заразителен, ярок, густ, насыщен, силен, красочен, интенсивен, пышен, весел и уникален. <Черная кошка, белый кот> - очень, очень, очень положительное кино, витаминизирующее любого зрителя, который хочет вернуть краски своей, к сожалению, совсем не <широконогой> жизни.